Для
чехов пиво - даже не второй хлеб, а почти национальная идея. Им
опьяняются, его смакуют, вокруг него объединяются, отрекающихся от него
клеймят позором. А отдельные энтузиасты вырабатывают его в домашних
условиях.
Официальной датой начала пивоварения в Чехии
считается 1087 год. Именно к этому времени относится первое летописное
упоминание пива. А в XIII веке, судя по тому, что тогда в стране было
введено так называемое правило мили, согласно которому пивоварни не
могли располагаться ближе чем на милю друг к другу, Чехия переживала
настоящий пивной бум. Сведений о каких-либо попытках ограничить его
потребление история не сохранила. Пивных в Чехии с незапамятных времен
видимо-невидимо.
В настоящее время чехи держат первенство в
потреблении пива на душу населения, опережая, хоть и ненамного - лишь
на 4 литра, - соседей-немцев, выпивающих 158 литров пива в год. По
данным Социологического института Академии наук Чехии, 34% чехов ходят
в пивные бары от одного до пяти раз в месяц, 18% - шесть-десять раз.
Главная роль, которую играет пивная в чешском обществе, - это место
неформального общения.
Правда, за последние 15 лет статус чешской пивной
как места встречи лишился своей бесспорности. Все больше чехов,
особенно молодая интеллигенция, отдают предпочтение ресторанам,
пиццериям, кафе, винотекам и чайным, отказываются от жирных блюд,
обычных для традиционной чешской кухни, в пользу легких
средиземноморских, которые запивают не пивом или крепким алкоголем, а
вином.
Впрочем, большинство чехов не мыслят своей жизни без
пива, а в изменивших пиву соотечественниках видят в лучшем случае
снобов, а в худшем - жертв глобализма. Чехи гордятся выпускаемым в их
стране пивом, но каждый является приверженцем какой-то конкретной
марки, гораздо реже - двух-трех сразу. При этом самые тонкие ценители,
особенно выходцы из провинции, непременно будут убеждать вас, что самое
лучшее пиво варят не в Праге или Пльзене, а в каком-нибудь заштатном
городке или малом селении, куда непременно нужно съездить. И каждый
будет вас убеждать, что в том пиве есть нечто исключительное, что
ставит его на голову выше известных всему миру марок.
Особо идейные пиволюбы объединяются в общественные
организации. Например, в Праге есть Клуб домашнего приготовления пива,
который периодически проводит пленарные заседания. Собравшись в пивной,
его члены делятся опытом, дегустируют и бурно обсуждают продукцию друг
друга, слушают приглашенных лекторов - профессиональных пивоваров. А
недавно был образован общенациональный Клуб любительниц пива, идеология
которого носит ярко выраженный феминистский характер. Одно из
направлений деятельности "пиваржек" (производное от "pivar" - любитель
пива) - пропаганда методики похудения с помощью пивной диеты.
А национальный Союз пивоваров, поддержанный
правительством, озаботился в последние месяцы тем, чтобы чешское пиво
как самобытный национальный продукт не потерялось на экономических,
географических и правовых просторах Евросоюза, членом которого является
республика. В результате многих и нелегких дискуссий выработано точное
определение понятия "чешское пиво", в которое входит точное описание
его традиционных ингредиентов, технологии изготовления, очерчивается
география его производителей, главные традиции, а также, естественно,
вкус, цвет и иные качества этого напитка. Соответствующий документ
внесен для рассмотрения в органы ЕС, который, как ожидается, придаст
знаменитому чешскому напитку весомый правовой статус. |